Вчера Лис в гости зашла, поболтали про все-на-свете и музыку, нарыли в сети целую кучу всяких традиционных вкусностей, послушали водскую, калмыцкую, японскую, шотландскую, финскую, саамскую музыку.
А сегодня я продолжила копать на Ютубе и наткнулась на инструмент, который мне очень нравится. Раньше я знала его только под корейским именем - хэгым, а тут нашлось китайское название - эрху. Скрипочка такая двухструнная, на коленке играют. Ну, в Японии она тоже встречается, как заимствованный инструмент, вот я и решила раскопать японское название. Не нашлось, к сожалению. Может, так и называют, по-китайски?
Эге, зато раскопала опять дремучих неграмотных маглов. На сайте с якобы японской музыкой лежит... чего только не лежит. И этника известного индийского композитора, и песни на откровенно китайском языке, и композиции с корейскими названиями - вот уж корейские иероглифы ни с чем не спутаешь. И все это под названиями типа "Красивая ЯПОНСКАЯ музыка". Блин, уж разобрались бы что ли прежде чем вешать в сеть... Не, я не злюсь, я просто не понимаю... Люди ваще за свои слова не отвечают? Хых!
А собственно эрху/эрхуцинь (кит. "эр" - два, "ху" - смычковый) - это
читать, смотреть и слушать дальшекитайский смычковый 2-струнный музыкальный инструмент. Основная разновидность целой группы инструментов с общим названием «хуцинь». Считается, что хуцинь происходит от музыкального инструмента хицинь (奚琴, на котором играли Хи — кочевые народы Средней Азии. Распространён главным образом в южных районах среди городского и сельского населения; в северных районах популярен 4-струнный вариант эрху – т. н. сыху (кит. "сы" – четыре). Используется профессиональными музыкантами как сольный и ансамблевый инструмент, входит в состав оркестра, в т. ч. театрального (в спектаклях национальной оперы и музыкальной драмы).
Еще нашла загадочную фразу: «Несмотря на повсеместное распространение в современном Китае, эрху не является исконно ханьским инструментом.»
Время его появления разные источники указывают неодинаковое: одни - период монгольской династии Юань (1280-1368), другие - что упоминается в кит. источниках с 9 в. и широко распространён в Китае с 14 в. Есть еще версия, что эрху появился в Китае 18 века, а его предшественником был хуцинь, появившийся еще в 10 веке. Полагаю, это связано с существованием большого количества сходных с эрху инструментов не только в Китае, но и во многих соседних странах: Монголии, Корее, Японии, Вьетнаме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. У эрху полно родственных традиционных инструментов: хучир (монгольский), бызанчи (тувинский), огочон (маньчжурский), дуучэкэ (нанайский), дзюлянки (удэгейский), тынгрынг (нивхский). Ох ты ж! Даже нивхи на этом играют!
По строению - эрху состоит из корпуса, в качестве которого служит шестиугольный деревянный ящик, и из длинной тонкой шейки длиной 60-80 см, на конце которой, часто в декоративных целях, устанавливают резную фигурку в виде головы дракона или летучей мыши. Корпус из дерева, лицевая поверхность отделана змеиной кожей (питона ), струны из шелка или жил, на современных инструментах - металлические. Смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. Связанный со струнами смычок довольно трудно «канифолить», но китайские музыканты капают расплавленную канифоль на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора, когда канифоль застынет, о неё «канифолят» смычок.
При игре эрху держат вертикально; пальцами левой руки нажимают на струны (не прижимая их к шейке), в правой держат лукообразный смычок; сидящий музыкант опирает ножку эрху о колено. Хотя я видела клип, где девушка играет стоя, упирая инструмент в бедро. Играть в диапазоне октавы можно не меняя позиции. Тембр напоминает фальцетное пение. При игре пальцами левой руки используется поперечное вибрато, когда струна как будто бы продавливается вниз — чему способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны.
Видео (здесь эрху в дивной "компании" с "лютней" пипа - аналогом японской бива и фонограммой аранжировки):
Аудио (пишут, что японская музыка, называется "Вечность"):
prostopleer.com/tracks/2002543hYWy
От себя добавлю, что в моем представлении звук этого чуда моментально ассоциируется с культурой всей восточной Азии, как ничто другое. Только услышишь - сразу ясно: Китай, Япония или Корея. Саундтреки огромного числа романтических азиатских фильмов строятся на этом звуке. И он является чуть ли не основным компонентом того волшебного лирического очарования, которым славятся такие фильмы.
А еще найти записи традиционной игры на этом инструменте оказалось просто нереально. Не зная языка, во всяком случае. Ютуб забит клипами с современными оркестровыми аранжировками для эрху. Китайцы сделали с инструментом то же, что в России в свое время с балалайкой - они играют на нем симфоническую музыку и попсу, причем порой просто ужасную - этот нежный певучий инструмент, "голос души", заставляют вопить "тыгдымские" китайские маршики! На другие музыкальные жанры китайское представление об эрху не распространяется, поэтому услышать отдельно инструмент ни в естественной традиционной среде, ни в роковых или джазовых композициях практически невозможно. Вот, нашла только один клип, где эрху звучит без сопровождения, но все равно в концертной сценической ситуации:
Видно за подлинным эрху придется ехать к нивхам...
Инфа отсюда:
pianinotrade.ru/en-muz-instr/page/10/
dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/8864/Эрху
mus-instruments.ru/musical-instruments/strings/...
josef-egipetsky.narod.ru/Slovar/Instr/21H08Huzi...
ru.wikipedia.org/wiki/%D5%F3%F6%E8%ED%FC