Не указывайте, что мне делать и я не скажу, куда вам идти.
Записки зельевара. Лагерь школы чародейства и волшебства «Остентум» глазами преподавателя по травам и зельям
Писать удавалось урывками, так что на какую бы то ни было литературность изложения не претендую.
читать дальшеДень первый. Заезд. Доехали без приключений, даже в пробке не стояли: вот что значит правильно выбрать день приезда. Можно даже не считать гениально заблудившихся где-то на Парнасе родителей Тилушко, детей которых пришлось отдельно везти потом на машине.
Детки в этот раз приехали уже под нашим пагубным эстетским влиянием (прошлый лагерь запомнился многим, да и в течение учебного года мы имели возможность на них влиять): в комнатах зажигаются ароматические свечи и палочки, кое-где слышны музыкальные инструменты – гитара, флейта, губная гармоника…
Еще не началась практика, а народ уже рвется в бой: добравшиеся до справочника по лекарственным растениям дети постоянно требуют то посуду на 250 мл, то водку (не подумайте плохого: чтобы сделать настойку лекарственных трав), то трехлитровую емкость… Терпеливо объясняю, что просто так зелья не делаются, каждое – с конкретной целью. Что 250 мл – это примерно стандартная кружка жидкости. Что дозы им надо брать детские. Что водки у меня нет – только чистый спирт, а настойки на спирту надо пить каплями и нездоровым людям. Что 3 литра зелья их родители в город не повезут…
На практике по завариванию лекарственных трав у младшего курса уныло тупил Ростик. Наглядное пособие для мам, чересчур опекающих своих чад. Без конкретной понятной команды мальчик не мог ничего сделать, все переспрашивал, и, видимо, ждал, что за него подумают, как это делает мама. Не вышло. В командном порядке ребенку было приказано искать выход самостоятельно, и, что характерно, все сразу разрешилось. Вместо того, чтобы смотреть мне в рот в ожидании приказа, мальчик прекрасно решил сам проблему отсутствия кружки, попросив у товарища мерную мензурку, и царственно, как китайский император, пил лечебный чай мензурками. Думаю, еще и полезней вышло, китайцы уж наверное неспроста пьют чай такими крошечными чашечками.
Старший курс привычно стоит на ушах. Но на этих есть управа – привезенная когда-то мне в подарок из Англии боцманская дудка. Громкий высокий свист не устанавливает полной тишины, но несомненно привлекает внимание к оратору.
Определенно стоило показать детям этот фильм BBC: «Жизнь в Средневековье. Алхимик». Юные алхимики тут же начали самостоятельную работу. Только что двое естествоиспытателей (с разных факультетов, но работали сообща) принесли мне настой иван-чая, сделанный полностью самостоятельно по инструкции из справочника лекарственных растений. Причем весьма успешно! О как! Наконец достигнут нужный эффект: избалованные детишки не ждут, когда их будут развлекать, а находят занятия по душе сами.
Взяла за правило пить после моих уроков качественный, крепкий и сладкий чай, благо мой предмет – травы и зелья – позволяет: в качестве материала для уроков море всяких чаев. Силы восстанавливаются на порядок быстрей. А если еще и трав всяких добавить…
Дети – это монстры, пожирающие время. Сколько бы его ни было, стоит появиться на горизонте мелкому созданию, - и время исчезает в пасти безжалостного чудовища. Это я принимаю домашние задания.
После «экватора» смены уроки перестают запоминаться, а превращаются в сплошной поток знаний, вбиваемых в головы нашим остолопам. Появляется синдром хронической усталости. В какой-то момент даже перестаю слушать детей, потому что эти беспомощные компьютерные детки, как выяснилось, даже чай сами заварить не в состоянии - без конца подходят и спрашивают одно и то же: столько ли заварки надо положить, докуда доливать чайник, сколько чай будет завариваться, ой, мы не можем поднять полуторалитровый чайник с кипятком и т.д. И это при том, что это старший курс, и все только что было подробно рассказано, просто они боятся все делать сами. И то правда – здесь ведь нельзя отменить действие, как в игрушке, придется огребать его последствия. Это реал, детка.

Такое положение вещей по-прежнему доказывает мне, что зло – не компьютеры, а родители, не научившие детей не зависеть от техники. Потому что, как только все начинает получаться, глупую беспомощность как рукой снимает. И теперь уже приходит черед следить, чтоб с самодеятельностью не перестарались. Но пусть уж лучше учатся на ошибках, чем совсем ничего не делают.
Если меня спросят, что такое «тяжелый день», я не задумываясь опишу этот. Несмотря на то, что подготовка к мыловарению велась не один день, несмотря на то, что я с вечера собирала инвентарь, распечатывала материалы и шаблоны рецептов, без конца говорила по телефону с коллегой, договариваясь о помощи, тем не менее денек удался на славу.
Ночью внезапно накатила моя любимая астма, каждые два часа по приступу, ы-ы-ы… Почти не спала и, соответственно, весь день пропахала на «колесах», дурея от их действия.
Коллега, ясен пень, опоздала: глючность расписания российских железных дорог многие знают не понаслышке.
Младший курс продержал уровень внимания 20-30 минут, потом начал беспросветно тупить и отвлекаться. П-ф-ф-ф! Мы справились, конечно. Мы ж герои.
Но именно сегодня уехала в город по делам повар, а воспитатели, на которых возложили заботы о завтраке, обеде и ужине, метались меж детьми и готовкой. Мыть посуду оказалось некому, т.к. профессор Нефрит также уехала в город, а профессор Скальд свалилась внезапно с приступом. Так что вместо спокойной подготовки к следующим урокам я драила посуду. Что-то около 30 тарелок, вилок, ложек, чашек, а также сковородки и кастрюли. Даже помощь коллеги не спасла положения. И это при том, что в этот же краткий промежуток времени между обедом и вторым блоком занятий следовало подготовить все ингредиенты и реквизит для урока мыловарения у старшего курса. То бишь: накрыть столы газетами, перенести, расставить и подключить электроплитки, налить воду, нарезать мыльную основу, разложить ее и кучу прочих ингредиентов и т.д…
На следующих двух уроках я рычала и почти кусалась при малейшем нарушении дисциплины, поэтому они прошли более или менее гладко. Но после них начался сущий ад: все дети ринулись тыкать незастывшее мыло пальцами, а потом расхватывать свое, и пришлось геройски защищать его для того, чтобы сфотографировать. Кажется, своим рыком я напугала младший курс…
И снова мытье посуды, теперь уже своих мисок и кокотниц, и беготня с реквизитом… Короче, носилась, аки демон, с девяти утра до девяти вечера. Где-то ближе к началу впала в режим берсерка и обрела стоическое спокойствие, но расход сил увеличился. Да и присесть удавалось только во время еды. Не знаю сколько километров за день набегала. Поэтому ужинала уже с трудом – от усталости кусок не лез в горло.
Теперь вот сижу с блаженной пустотой в мозге, кружащейся головой, будто навеселе, и думаю, что надо бы поставить чайник. Но что-то мне подсказывает, что эту незатейливую мысль я сейчас могу думать до утра. Не шевелясь.
Положение спасла наш строгий воспитатель профессор Альта. Пришла готовить лекарство для детей и поставила чайник. Ф-ф-фу-уф! День закончился.
После вчерашнего беспредела наслаждаюсь выходным. Даже погода исправилась. Пофоткала, насколько это оказалось возможным при ярком солнце, всякие травки и деревья. Да, это настоящий отдых. А вечером планирую устроить после отбоя аццкую зельеварню со взрослыми нашей школы – они тоже хотят делать мыло.
Ученички вновь ударились в эстетство. Юные леди во время приборки обнаружили, что в их комнате дурно пахнет носками, и отправились их стирать. Потом пришли ко мне и осведомились, не могут ли они получить в их распоряжение какое-нибудь приятно пахнущее зелье, чтобы облагородить воздух в помещении. Я предложила воспользоваться эфирными маслами. Дамы с полной серьезностью подошли к вопросу и выбрали апельсиновое.
Аццкое зельеварение удалось на славу. Я даже не ожидала, что все так ударятся в азарт. После отбоя в зале для занятий младшего курса я расставила электроплитки и все необходимое для мыловарения. Дети, конечно, успокоились не сразу после отбоя, но в полночь все взрослые волшебники были на месте. И началось. Надо сказать, преподавательский состав показал себя весьма талантливыми художниками. Краски смешивались со знанием дела, ароматы подбирались придирчиво и внимательно. Детям бы нашим такую концентрацию на процессе и целеустремленность. И вышло все просто замечательно. Теперь и у профессоров есть по куску уникального мыла ручной работы, самолично сделанного. Очень красивого.
Последние учебные дни – легкая работа. Пускаем с детьми мыльные пузыри. Нет, ну то бишь сперва изучаем со всей серьезностью – что есть пузырь, и как сделать такое зелье, чтоб пузыри выходили огромно-радужные. А потом идем отрываться на улицу. Масса удовольствия.
Ну и вот финальный турнир. Несмотря на то, что он был сегодня утром, помню все смутно, как сквозь сон. Вроде и гербарии я только до отбоя принимала, и готовились не всю ночь… Видимо, просто устала.
Самые сильные впечатления, пожалуй, вызвал традиционно исполняемый на открытиях и закрытиях гимн школы, когда наши охламоны блаженно пялятся на волынку Скальда, а я подыгрываю на вистле, а еще я, в который уже раз, собирая реквизит, оценила его масштабы – таки мой предмет один из самых объемных по количеству инвентаря. Ну и таскание его до автобуса… сильное впечатление, да.

Хо, вот я и дома. Всем привет.

Хотя я так и не понимаю, зачем варить мыло. :-))
Ну, во-первых, современные дети, как показала практика, вообще не дружат с возможностью готовить что-то на огне/газу/электроплитке. Создается впечатление, что родители их даже к плите не подпускают. А дети живут на всем готовом и ничего не умеют. Вот у нас и научатся.
Во-вторых, это умение работать с такими сложными ингредиентами, как эфирные масла, которые и в магии весьма часто и серьезно используются.
А в-третьих, из любого предмета, умеючи, можно сделать полноценный артефакт, пусть даже и простенькой бытовой магии: типа настроение улучшить, концентрацию на цель подровнять, чтоб уж точно не мимо кассы и везло весь день, или хоть головную боль снять.
Не считая того, что сам процесс настолько напоминает картинки про ужасссных ведьм, варящих аццкое зелье, что просто загляденье: на плитке одна посудина в другой, пар столбом, куча склянок, из которых нужно добавлять нечто каплями, тут же травы, масла всякие.
Плюс творческий процесс (краски и масла все подбирают в соответствии со своим вкусом), а еще командная работа, умение сосредотачиваться... В общем, пользы немеряно.
сам процесс настолько напоминает картинки про ужасссных ведьм, варящих аццкое зелье, что просто загляденье: на плитке одна посудина в другой, пар столбом, куча склянок, из которых нужно добавлять нечто каплями, тут же травы, масла всякие.
Хм, нда? А мне-то почему-то сразу любимый "Бойцовский клуб" вспомнился!..